Ответы на часто задаваемые вопросы по оплате труда

Вопрос

Вопрос: «Из чего состоит заработная плата?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Заработная плата (оплата труда работника) состоит из 4-х частей:
1. Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;
2. Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;
3. Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты;
4. Выплаты социального характера - включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов).
 

Вопрос

Вопрос: «Из чего формируется должностной оклад педагогического работника, от которого формируется зарплата в месяц. Менее ставки, более ставки - что включается для проведения расчетов?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Структура заработной платы определяется на основании трудового законодательства Российской Федерации. 
В структуре заработной платы выделяются три основные части - «базовая» часть, непосредственно вознаграждение за труд в зависимости от сложности, количества, качества труда, компенсационные выплаты, и стимулирующие выплаты. При этом под должностным окладом понимается именно эта «базовая» часть оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. При этом «базовую» часть можно посчитать двумя различными способами. Это может быть либо оплата за выполнение трудовых обязанностей в течение месяца - тогда будет иметь место должностной оклад. Либо может быть оплата за выполнение нормы труда за определенную единицу времени (например, час, день) - тогда будет иметь место тарифная ставка.
В частности, Трудовой кодекс содержит в статье 129 следующие определения. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

Вопрос

Вопрос: «Чем отличаются выплаты стимулирующего характера от выплат компенсационного?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.
В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (Единые рекомендации) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.
Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.
К обязательным относятся (ст.146 ТК РФ): выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.
В соответствии с Едиными рекомендациями размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы в рамках реализации образовательной программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
 

Вопрос

Вопрос: «Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?». 
Читать
Размер МРОТ регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 ТК Российской Федерации, которой устанавливается федеральный и региональный уровень.
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что его величина в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
 

Вопрос

Вопрос: «Кем осуществляется контроль за соблюдением МРОТ?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
 

Вопрос

Вопрос: «Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 

Вопрос

Вопрос: «За какой объем обязанностей выплачивается должностной оклад?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае - по учреждению и работнику. Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую).
Соответственно, теоретически ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов.
При этом для отдельных категорий педагогически работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18-ю часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки.
Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству):
• за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство);
• за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работников в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение).
Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей.
При этом имеется Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».
 

Вопрос

Вопрос: «Существует ли ответственность работодателя за невыплату заработной платы?». 
Читать
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Законом предусмотрено несколько механизмов защиты работником своих прав от задержек заработной платы:
1. Приостановка работы (ст. 142 ТК РФ);
2. Обращение в Государственную инспекцию труда;
3. Денежные требования к работодателю;
4. Обращение в суд, Судебный приказ;
5. Уголовная ответственность (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).
 

Вопрос

опрос: «Какими нормативными актами устанавливается порядок аттестации педагогических работников?». 
Читать
Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Приказ № 276) определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее - Постановление № 678).
В соответствии со статьей 31 Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица, в том числе специализированные дома ребенка, центры реабилитации, детские и подростковые отделения психиатрических больниц.
В связи с изложенным и согласно части 3 статьи 49 Закона, а также пунктам 24, 25 Приказа № 276 аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 48 и части 2 статьи 49 Закона, а также пункта 5 Приказа № 276 педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
 

Вопрос

Вопрос: «Каким категориям работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации предусмотрено повышение оплаты труда?». 
Читать

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:
• педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
• педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
• преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
• преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
• научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
Также предусмотрено повышение к 2018 году:
• социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
• младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
• среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

 

 

Вопрос

Вопрос: «Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?».
 
Читать
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

 

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

 

Вопрос

Вопрос: «Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?». 
Читать

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.
В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

 

Вопрос

Вопрос: «Повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации». 
Читать

 

Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.
Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.
Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.
Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами - от территории.
В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.
Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть, как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников. 

 

 

Вопрос

Вопрос: «Каким требованиям должен соответствовать педагог дополнительного образования?». 
Читать

 

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Педагогический работник образовательной организации - высокообразованная, всесторонне развитая личность, обладающая профессиональной компетентностью и способностью к самосовершенствованию.
Педагогический работник образовательной организации должен иметь достаточный уровень профессионального образования, необходимый ему для работы по занимаемой должности.
1. Специальные (профессиональные) знания.
Педагогический работник образовательной организации должен:
а) иметь глубокие теоретические и практические знания в области преподаваемых дисциплин;
б) иметь глубокие знания методического и психолого-педагогического аспектов преподавания дисциплин;
в) разбираться в современных научных и практических проблемах преподаваемых дисциплин;
г) знать и учитывать прогрессивные тенденции, складывающиеся в процессе преподавания дисциплин в настоящее время;
д) иметь обширные знания, необходимые для увязки преподаваемых дисциплин с другими родственными учебными дисциплинами;
е) знать содержание и требования учебных и рабочих программ, а также методических записок к ним.
2. Умения.
Педагогический работник образовательной организации должен уметь:
а) отбирать и интерпретировать учебный материал;
б) максимально использовать в процессе обучения современные образовательные технологии, включая методы активного обучения и аудиовизуальные средства обучения;
в) прививать культуру общения (в том числе профессионального).
Педагогический работник образовательной организации должен стремиться обеспечить успеваемость и сохранность контингента обучающихся, что требует от него постоянного совершенствования педагогического мастерства. Педагогическое мастерство предполагает наличие у него следующих умений:
2.1. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки в соответствии с целью и уровнем обучения:
- подбирать оптимальные приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели обучения;
- предвидеть результаты планирования;
- отбирать необходимый для урока материал;
- распределять учебный материал;
б) умение анализировать учебную ситуацию и спонтанно выбирать правильное решение;
в) умение делать логические переходы в этапах урока по теме;
г) умение предвидеть и предупреждать утомление обучающихся, затрудняющее усвоение учебного материала.
2.2. Организационные умения:
а) умение организовывать активную работу всех обучающихся в группе;
б) умение распределять задания в соответствии с задачами каждого этапа и основной целью урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
в) умение требовать;
г) умение организовывать самостоятельную работу обучающихся дома;
д) умение организовывать внеаудиторную работу.
2.3. Адаптационные умения:
а) умение использовать приемы работы и материал соответственно индивидуальности обучающегося (адаптация к индивидуальности);
б) умение адаптировать свою речь в зависимости от этапа обучения (упрощенная речь на начальных этапах обучения и постепенно усложняющаяся от семестра к семестру);
в) умение контролировать поведение обучающихся во время занятий.
2.4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать взаимоотношения с группой;
б) умение дифференцировать обучающихся по способностям, уровню обученности;
в) умение быть коммуникабельным;
г) умение настроиться на урок (быть ровным в общении, не показывать своего "настроения") и умение настроить соответствующим образом аудиторию;
д) умение говорить выразительно и эмоционально.
2.5. Перцептивные умения:
а) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации в жизнь;
б) умение воспринимать новое в преподаваемых дисциплинах;
в) умение анализировать как свои уроки, так и уроки своих коллег;
г) умение создавать и оформлять необходимые для учебного процесса наглядные пособия;
д) умение вести научно-методическую работу;
е) постоянно работать над самообразованием и самосовершенствованием;
ж) изучать использование новых технологий в учебном процессе.
3. Личные качества педагогического работника.
Педагогический работник образовательной организации должен:
а) обладать высокой культурой мышления;
б) постоянно развивать свой профессиональный интерес, стремление к самосовершенствованию;
в) развивать память, воображение, особые качества мышления, устную речь;
г) быть оптимистом;
д) быть сдержанным и доброжелательным;
е) иметь опрятный внешний вид;
ж) вести здоровый образ жизни.

 

 

Вопрос

Вопрос: «В ранее действовавших документах Госкомспорта СССР было установлено: ставка тренера-преподавателя для ГНП 18 часов, соответственно 0,5 ставки - 9 часов, а для УТГ - 24 часа, соответственно 0,5 ставки - 12 час. Как сейчас высчитывается совместительство для тренера и других педагогических работников спортивных организаций? Сколько часов тренерской нагрузки может иметь директор и заместитель директора спортивной школы? Раньше администрации школы разрешалось вести только не более 12 часов педагогической нагрузки". 
Читать

 

Разъяснение Минспорта России:
Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулируются особенности труда лиц, работающих по совместительству. В то же время статьей 282 ТК РФ определено, что для педагогических работников могут устанавливаться дополнительные особенности регулирования их работы. Во исполнение данных указаний издано Постановление Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (зарегистрировано Минюстом России 07.08.2003, регистрационный N 4963), в котором устанавливается следующее:
а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);
б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;
Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
е) педагогическая работа в одном и том же учреждении среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе, например, выполнение старшими тренерами-преподавателями обязанностей по заведованию отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся.
В отношении руководителя организации, в том числе директора учреждения, действует порядок, установленный статьей 276 ТК РФ, в которой указано, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
В отношении внутреннего совместительства или совмещения, так как решение должен принимать сам директор в отношении себя или заместителя директора по оказанию данной услуги учреждению, то данные действия подпадают под действие статьи 27 (Конфликт интересов) Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в силу которой необходимо сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя).
Таким образом, в отношении любых объемов работы по совместительству или совмещению директор учреждения и его заместитель должны получить согласие своего учредителя.
Других ограничений, в том числе для учредителя по максимальным объемам, которые он может разрешить руководителю, заместителю руководителя учреждения, не установлено.

 

 

Вопрос

Вопрос: «Работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе и имею внутреннее совмещение по должности "тренер-преподаватель". Директор не выплачивает мне стимулирующую часть к заработной плате по двум должностям, а предлагает определиться только за что-то одно (или как завуч, или как тренер). В нашем Положении о стимулировании есть критерии для оценки как завуча, так и тренера. Прав ли директор?». 
Читать

 

Разъяснение Минспорта России:
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Таким образом, если локальными нормативными актами организации, либо трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) с работником предусмотрены выплаты стимулирующего характера за достижение определенных результатов в работе или при наличии ранее достигнутых показателей, то они должны устанавливаться и выплачиваться работнику независимо от того, как он осуществлял эту работу (основная деятельность, совместительство, совмещение). В то же время необходимо учитывать, что оценка вклада конкретного работника в данный показатель определяется руководителем (если иное не установлено локальным нормативным актом организации или трудовым договором с работником). То есть руководитель вправе определить, насколько именно работа, как в данном случае, заместителем по учебно-воспитательной работе и (или) тренером повлияла на достижение конкретного результата и обосновано ли установление стимулирующей выплаты. В установлении данных выплат основным критерием должна являться объективность - за одну и ту же работу работника нельзя стимулировать дважды. Разумнее, не создавая конфликта интересов, ограничиться стимулирующей выплатой по предложению руководителя один раз, за результат, который больше устраивает работника.
Рекомендация - прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору порядок установления стимулирующих выплат конкретному работнику, осуществляющему совмещение при определенных результатах (в рамках эффективного контракта).

 

 

Вопрос

Вопрос: «Может ли администрация УОР планировать набор с учетом численности обучающихся в учебной группе менее 25 человек (15, 20) со ссылкой на приказ Минспорта России от 27.12.2013 N 1125?». 
Читать

 

Разъяснение Минспорта России:
При планировании набора обучающихся в учебные группы по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта необходимо в том числе руководствоваться приказом Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 «Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).
В пункте 19.6 приложения к указанному приказу установлено, что численность обучающихся в учебной группе в профессиональной образовательной организации устанавливается в соответствии с ее локальными нормативными актами:
а) 8 - 15 человек по основным общеобразовательным программам;
б) 4 - 8 человек по образовательным программам среднего профессионального образования.
Комплектование учебных групп свыше указанной численности будет являться нарушением требований к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
Таким образом, профессиональной образовательной организации необходимо разработать и принять с учетом мнения представительных органов обучающихся локальный нормативный акт, устанавливающий численность обучающихся в учебных группах по основным общеобразовательным программам (при наличии) и образовательным программам среднего профессионального образования в пределах вышеуказанной численности, установленных пунктом 19.6 приложения к указанному приказу.

 

 

Вопрос

Вопрос: «Каким образом могут проводиться дополнительные занятия с детьми, которые не осваивают программу в том объеме, который определил тренер (например, дети - инвалиды)? Как прописывать такие занятия в программе? Могут ли данные занятия проводиться одновременно с другими группами?». 
Читать
Разъяснение Минспорта России:

 

В этом случае необходимо в программе, а также в годовом учебном плане предусмотреть порядок организации и проведения дополнительных занятий в любой из возможных форм, установленных для тренировочного процесса. Индивидуальные занятия с детьми могут проводиться совместно в порядке, предусмотренном пунктом 6 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».